В воскресенье, 21 марта состоялась лекция представленная Наиля-ханум Потеевой, посвященная жизни и деятельности выдающегося татарского общественного деятеля конца 19-начала 20 века Гаяза Исхаки.
Спасибо Наиле-ханум за то, что данное мероприятие было представлено не как сухая лекция, а дышало историей народа: помимо эмоциональной речи лектора нас поразили исконно татарские элементы быта и одежды прошлых веков, которые привнесли некоторую душевность в общение с аудиторией.
Немного деталей из биографии Гаяза Исхаки, которые поведала нам Наиля-ханум:
Родился он 22 февраля 1878 года в ауле Яуширма Чистопольского уезда в семье муллы. Вначале учился в медресе, в котором преподавал его отец, а после усвоения элементарной грамоты его отправили в Чистополь. Недовольный обучением в Чистопольском медресе с разрешения своего отца Гаяз в 1893 году отправляется в Казань и поступает в довольно известное медресе "Приозерное" ("Куль буе"). Кроме традиционных для того времени знаний по мусульманской истории, философии, логике, изучению арабского и фарси языков, турецкой литературы, он специально посещает занятия по русскому языку в Казанской татарской учительской школе.
К этому времени Гаязом Исхаки было создано несколько оригинальных рассказов, повестей, драматических произведений и роман, в которых начинающий писатель поднимал проблемы нравственного совершенствования личности, затрагивал темы простого человека в жестоких условиях окружающего мира.
Как и основная масса татарских писателей того времени, Гаяз Исхаки начал с призывов к пробуждению, организации обществ, кружковых дискуссий, просветительской деятельности в медресе.
С началом революции 1905 года Гаяз Исхаки активно участвует в митингах, крестьянских сходках, пишет статьи, создает тайную организацию "Шэкертлек" ("Студенчество"), которая позже стала называться "Хуррият" ("Свобода"), издает собственную газету "Тан йолдызы" ("Утренняя звезда").
В 1906 году он был впервые арестован и заключен в Чистопольскую тюрьму. Через год - повторный арест и ссылка на три года в Архангельскую губернию, которую он отбывал вместе с Юзефом Пилсудским, будущим президентом Польши. Судьбе будет угодно их свести вновь в Варшаве, и Пилсудский окажет поддержку татарской эмиграции. В 1908 году Гаяз Исхаки бежал в Петербург, а затем в Турцию. В этот период его имя звучит в татарской прессе, его начинают переводить на русский язык, им интересуются за границей. Он - признанный лидер в политических кругах и бесспорный авторитет новой татарской литературы реалистического направления.
В 1911 году Гаяз Исхаки нелегально приезжает в Петербург, но в 1912- его выслеживают и вновь отправляют в ссылку, откуда он был освобожден в 1913 году в связи с амнистией по случаю 300-летия династии Романовых. И снова работа в газетах Петербурга, Москвы, Казани. Он издает газету "Иль" ("Страна"), которую запрещают в 1915 году.
После Октябрьской революции большевиками были разогнаны национальные движения, разоружены мусульманские полки, арестованы лидеры, конфискованы типографии и закрыты газеты. Гаяз Исхаки ушел в подполье.
Гаяз Исхаки в 1919 году как делегат Версальской конференции выезжает через Дальний Восток в Европу и больше не возвращается... Затем были Париж, Берлин, Варшава... Везде он выступает, агитирует. Издает татарские газеты в Мукдене и Берлине, создает политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции.
Последним пристанищем Гаяза Исхаки стала Турция…
Основоположник татарской реалистической литературы мастер слова, тонкий художник, выдающийся политик, верный сын татарского народа, посвятивший жизнь борьбе за его освобождение и процветание, Гаяз Исхаки умер 22 июля 1954 года. Он похоронен в Анкаре.
По окончании лекции нам была предоставлена возможность ознакомиться с трудами выдающегося деятеля и прочими изданиями, атрибутами связанными с историей татарского народа, любезно предоставленными Наилей-ханум.