Татарские улицы

 

 

Национальное самосознание народов, долгое время, находившееся под «прессом», вызвало к жизни поток вопросов. Но на самом гребне волны всплыла история народа. Она будоражит умы, задевает самые тончайшие струны души. И, несмотря ни на какие наши повседневные заботы, социальные и экономические трудности, она требует к себе внимания, взывает к справедливости.


По-разному можно относиться к истории, но правильно оценить ее может (скорее не хочет) не каждый. Это дано только истинным историкам.


Всем известно, что прошлое оставляет следы в исторических памятниках (письменных, архитектурных, археологических). Но о нем можно узнать и по названиям улиц, на которых мы живем, по которым ежедневно ходим. Это те же памятники.


Пойдем же и мы этим путем и постараемся узнать об истории татар, древнейшего народа нашего края.
Как говорят архивные документы, в Астрахани только в 1912 г. было закончено именование улиц и нумерация домов. Центральные улицы города были названы именами богатых местных промышленников (Большая Демидовская улица) или отражали более или менее близкую историю становления города (Кремлевская, Адмиралтейская, Артиллерийская, Биржевая и т.д.). Названия же окраинных улиц отражали национальный состав этих районов и условия местности, в которых эти народы проживали.

 

 

Одним из таких районов был «Мэхэллэ», место компактного проживания татар, расположенный в заканавной части земляного города.


По рассказам отцов и дедов наших, этот район в весеннее время затапливался, заболачивался. Помнятся рассказы бабушек о том, что весной в том месте, где расположена бывшая площадь Вейнера (место расположения бывшей швейной фабрики по улице Бакинской), они с лодок покупали молоко. Очевидно, так оно и было, так как Ключаревская летопись утверждает, что «… бугор сей (шабан-бугор или так называемый Заячий остров), на котором расположен Кремль, огражден самой природой: со стороны к востоку окружен непроходимыми болотами, тинами, солончаками и частью лесом». Об этом же говорит и название улицы в этом районе «Старо-Заливная».


До 1920 г. в районе «мэхэллэ» мы видим следующие татарские названия улиц: Бело-Мечетная (позднее Спартаковская, ныне Казанская), 2-я Мечетная (ул. Зои Космодемьянской), 1-я Татарская (ул. Челюскинцев), Татаро-Базарная (ныне Боевая), Старо-Заливная и Татарский Базар (ныне Мусы Джалиля).


Территория Татарского Базара была освоена еще с начала 17 в. юртовскими татарами. Даже в 30-40-е годы прошлого столетия она выходила далеко за пределы сегодняшнего ограждения и занимала площадь КРК «Даир» (недаром ул. Боевая до 1920 г. называлась Татаро-Базарной). Множество сельских лодок в Приволжском затоне торговали рыбой, молоком, арбузами, дынями. Нет, с какой стороны не смотри, это все же базарная площадь.


Да и второе место, где компактно проживали татары – Царев (Тияк), представляло собой болото и называлось Хосни-Куль (Озеро). Опять же по рассказам старшего поколения.

 

 

Итак, мы узнали, что в Астрахани жили татары в самых заболоченных местах, торговали на базаре и молились в мечетях. Однако, и в таких условиях народ жил и творил свою историю. Он участвовал в восстаниях Степана Разина и Пугачева, участвовал в Октябрьской революции и в гражданской войне 1919 г. А во второй половине 19 века и начале 20 века был настоящий всплеск в культурной жизни татар.


Октябрьская революция сменила почти все старые названия улиц, в том числе и татарские, только их стало еще меньше. В 1952 году на Цареве, где также компактно проживают татары, появилась ул. Тукая, его именем была названа маленькая кривая улица. Хотя именем поэта такой величины, как Габдулла Тукай, который своим творчеством оказал большое влияние на демократическое воспитание всего татарского народа, посетил Астрахань в 1911 году и был на Цареве в это время, можно было бы назвать улицу Менжинского (тогда Большую Царевскую).


В 1958 году к 400-летию Астрахани шла широкая, глубоко продуманная подготовка по переименованию улиц. Татарский народ был «осчастливлен» появлением на окраине города ул. Кулхаметова в бывшем поселке Вахитова и Тукайского переулка на Трусово.


Увековечение памяти в 1959 г. всемирно известного поэта-патриота, Героя Советского Союза, великого сына татарского народа Муссы Джалиля принесло большое удовлетворение татарам Астрахани. Оно было бы еще сильнее, если бы переименование произошло не за счет имени Касыма Туйбахтина.

 


В 1961 году вспомнили, что поселок Мошаик еще в середине 13 века был заселен тюрко-язычным народом и там появилась ул. Татарская. И, наконец, в 1965 году осторожно намекнули, что на правом берегу Волги еще в 13 веке стояла старая татарская Астрахань (Хаджи-Тархан), и в Приволжье появилась улица с русским названием Старо-Астраханская. 


Что же получается? Многовековая (с 13 века, а может быть, и раньше, как думают некоторые ученые) история Астрахани усечена. Астраханский Кремль, построенный на высоком бугре с татарским названием Шабан (высокий), это не начало, а продолжение истории. Археологи все больше и больше находят доказательств, что старая татарская Астрахань (Хаджи-Тархан) занимала гораздо большую площадь, чем Шареный бугор. И на левом берегу Волги жили татары, чему свидетельство археологические находки на Мошаике, на территории с.Началово, ставка хана Ямгурчея на Кутуме, Кара-Тюбе возле пороховых складов.


Татарский народ имеет богатое духовное наследие, что отражается в названиях старых улочек Астрахани. На данный момент сохранились следующие их названия: это ул. М. Джалиля (мэхэллэ), Казанская (бывшая Спартаковская), Хамимова (Царев), Тукая (Царев), Кулахметова (Советский район), Казанская (пос. Трусово), Тукайский переулок (пос. Трусово), Татарская улица (пос. Мошаик), Тукайский переулок (Никитинский бугор).
Надеемся, что в будущем улицы города украсят еще более яркие и звучные имена наших земляков, оставивших в истории Астраханского края неизгладимый след.

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай