Астрахани 755 лет

 

Как мы и планировали, начинаем публикацию исторических очерков о нашем древнем городе,  специально подобранных для нашего сайта.


Говорят, ничто не возникает на пустом месте. Вот и наш город Астрахань, древнее ее название Аши-Тархан, что по-тюркски означает «город большой, каменный», возникла на месте древнейшего караван-сарая, который находился на перепутье дорог из Хазар в Серебряные Булгары.


Как это произошло? Что явилось причиной для возникновения города? Когда и кто его строил? Об этом вы узнаете, если ненадолго отложите свои дела и ознакомитесь с моим рассказом.


XIII век для Восточной Европы и Средней Азии был временем грандиозных перемен. К моменту образования Золотой Орды в Юго-Восточной Европе складывалась чрезвычайно благоприятная историческая обстановка для того, чтобы здесь образовалось сильное государственное объединение. Хорошо известно, что Европа издавна находилась в торговых сношениях, как с Кавказом, так и с Персией, как со Средней Азией, так и с Монголией, Индией, Китаем. Из Восточной Европы в X веке, если не говорить о более раннем периоде, через город Булгар в устье Камы и город Итиль в устье Волги направлялись в Среднюю Азию и прилежащие страны торговцы, везущие в большом количестве шкурки пушных зверей (соболь, лисица, бобер, белка и другие), кожу, кору для выделки кож и другие предметы. В свою очередь с Востока Европа получала шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые ткани, рис, металл, оружие и другие товары. Этот товарообмен в X веке был настолько значителен, что столицу Хазарии город Итиль можно было с полным на то основанием рассматривать как товарную биржу на границе Восточной Европы. Характерно, что и сама хазарская власть была тесно связана с этой торговлей и во многом существовала за счет тех пошлин, которые она взимала с проходившей здесь транзитной караванной торговли.


С падением Хазарского каганата  в 965 году торговые сношения Европы с Востоком не прекратились, а через небольшой промежуток времени возросли с новой силой через столицу гузо-огузского объединения Саксин, которая в полной мере стала преемницей Итиля. В силу тех причин, о которых я упомянул выше, торговля в этом регионе имела периоды снижения интенсивности, но, во всяком случае, в XII веке она стала активно расширяться, втягивая в свой круг еще большее количество областей и государств.


Политические хозяева степей Юго-Восточной Европы – кипчаки (половцы) – медленно и в небольшом количестве переходили на оседлый образ жизни и земледельческий труд, однако их господствующая прослойка сумела быстро уловить выгоды товарного обращения, которое имело место в этом регионе. Известно, что они не только не мешали транзитной торговле, но и всячески ее поддерживали. Они прекрасно понимали те выгоды, которые можно было извлекать из нее путем взимания пошлин, более того, они и сами принимали в ней активное участие. К моменту прихода монголов, товарообмен, совершившийся под воздействием восточных стран, стал настолько крупным фактором экономической жизни, что самой конкретной исторической обстановкой был поставлен вопрос о необходимости создания такого государственного объединения, которое могло бы дать этому товарообмену наиболее благоприятную политическую обстановку. Естественно, что создателями государства могли быть только феодалы и беки кочевой степи, которые непосредственно имели интерес к этим торговым отношениям.


Наконец, большую роль играли и те купцы, которые известны по письменным восточным источникам, именуемые «мусульманскими» купцами. В интересах этих групп, составляющих то, что принято называть торговым капиталом, и возникло так называемое золотоордынское государство со столицей Сарай-Бату.


И с этого момента мы сразу замечаем, как вновь ожила ремесленная промышленность городов в Прикаспии, и с еще большим подъемом стала развиваться караванная транзитная торговля. Большое число факторов определенно говорят о том, что монгольская власть в первую очередь в своей политике считалась с интересами того торгового капитала, который почти с самого начала связан был с ходом монгольского завоевания. Доподлинно известно, что и сами верхи монгольского общества в лице ханов, членов их дворца и военно-чиновничьей знати, игравшие руководящую роль в политике, принимали активное участие в торговых предприятиях. Такая высокоразумная и активная торгово-политическая позиция обязывала руководящую верхушку монгольского общества решать задачи, направленные не только на активизацию торговых отношений через Золотую Орду, но и исполнение определенных обязательств перед купечеством. Имеющиеся торговые караван-сараи не обеспечивали купцов ни местом для отдыха, ни защитой от возможных грабительских нападений, не предоставляли возможности для складирования грузов, а также для других торговых операций. Нужны были города. И они росли, как грибы, но в большей части вдоль реки Ахтубы (старого русла р. Итиля), распространяясь вниз от столицы Сарай-Бату. Природные изменения в дельте Волги за счет подъема уровня Каспийского моря и перемещения дельтовой береговой полосы к северу, немедленно изменили и часть судоходных проток реки. Более полноводными стали молодые западные протоки реки Волги. В силу этих причин значительная часть купеческих караванов стала пользоваться новым путем. Потому как новый маршрут был значительно короче, чем старый через Сарай-Бату. Кстати, у купцов появилась возможность уйти от уплаты проездной десятины, а какой коммерсант будет пренебрегать такой возможностью.


В силу этих причин Хан Батый в 1253 году пригласил к себе своего сына Сартаха, чьи владения находились на правобережной стороне Волги. О них мы можем прочесть в книге Вильгельма де Рубрука, посетившего Сартаха в 1253 году, во время своего путешествия в Каракорум.


«Мы нашли Сартаха близ Этилии. В трех днях пути от нее. Эта страна за Танаисом (Доном) очень красива и имеет реки и леса». Батый повелел сыну построить новый город, обеспечивший транзитную торговлю, и что самое важное, таможенные сборы. Распоряжение было выполнено незамедлительно. Астрахань Сартах повелел построить одному из своих вассалов, отцу хана Коия – тот же франкский монах Рубрук – «именно по поручению Сартаха, он строил большую церковь на западном берегу реки и новый поселок».


Итак, начиная с 1253 года на месте древнего Караван-сарая, возраст которого уходит в VIII век, возник город, именуемый Аши-Тархан, а татарское звучание Хаджи-Тархан. Цитадель была расположена на одном из больших Бэровских бугров, глубоко вдающемся в русло реки. С трех сторон город был окружен стеной из сырцового кирпича, с севера вдоль бугра впадая в Волгу, протекала небольшая речушка, создавая естественную преграду, с юга к бугру подступали соляные болота. С востока обрывистый берег омывался рекой Волгой, и лишь только с западной стороны по высокой нагорной части караванная дорога соприкасалась с новым купеческим городом. Через незначительный промежуток времени город разросся и занял площадь от нынешней Солянки до ЦКК, о чем свидетельствуют раскопки астраханских археологов, проводившиеся на этой местности от случая к случаю. Город Хаджи-Тархан (Астрахань) очень быстро стал преемником ранее существовавших здесь торговых центров Итиля и Сарашена, но об этом уже другой рассказ.


Автор – К.Н. Васильков, историк.

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай