Памяти Друга
Заслуженный деятель искусств Татарстана, наш земляк, Мусалов Абдулхак Хуснутдин-улы родился (19.10.1922 – 8.07.2005) года в районном центре Красный Яр недалеко от города Астрахани. Там же в Красном Яру окончил среднюю школу, где у него уже проявились наклонности к живописи. После школы он учился в Астраханском художественном училище, а затем работал учителем рисования в школах города и детском доме №5.
С началом Отечественной войны он был мобилизован в Советскую Армию. Молодой Абдулла в составе отряда новобранцев Астраханской области делает пешком марш-бросок от станции Палласовка через степь в город Камышин, где оканчивает танковое училище.
Командир танка Т-34 А.Х.Мусалов со своим экипажем с боями по дорогам войны прошел от берегов Волги до Дуная, где, завершив сражения, встретил День Победы в Вене столице Австрии. Первые серьезные рисунки разрушенного города и мостов он набросал еще там, будучи солдатом Красной Армии.
После демобилизации он поступает и оканчивает Московский институт живописи имени Сурикова, получает специальность художника – монументалиста и принимает участие в создании витражей, панно и фресок в разных городах, в том числе в Астрахани. В то же время, не забывая писать пейзажи Каспия, Кавказа, Крыма, Подмосковья в технике темпера.
Существует мнение, что монументальная живопись возникла вместе с первым человеком – Homo sapiens, обитавшим во времена среднего каменного века – палеолита. Археологи и антропологи установили, что только с наступлением времен, отстоящих от нас на 40 тысяч лет, человек разумный вдруг начал стремительно изменяться. Он стал мастером-ремесленником, изготовляющим оружие и всякого рода предметы. После удачной охоты на бизона в нем проснулось желание запечатлеть этот счастливый момент. Видимо, он взял уголек от костра и на ровной стене пещеры нанес знакомые контуры зверя, а куском свежего мяса неосознанно начал кровью замазывать контуры животного. Можно только представить эффект первой картины…..
Самым убедительным свидетельством победы духовной и культурной революции в конце палеолита стал расцвет могущества людей. Они со стадами скота заселили Африку, Европу и Сибирь, сделали многое для того, чтобы обожествить Солнце, а прототюркские племена переселились в Америку для поиска на востоке места, где зарождается их Бог-Солнце.
Таким образом, А.Х. Мусалов являлся славным продолжателем древнейшего вида искусства – монументальной живописи. Только не в пещере и не на скалах оставляет он свои творения. Да и техника неузнаваемо изменилась, но остались вечными краски древнего художника – черный и красный колорит.
Красный Яр – родина художника. В этом особый смысл. Этот городок был построен на левом берегу реки Бузан, восточного из двух главных рукавов Волги, образующих дельту. Для нас смысл слова «красный» не только в том, что это первая краска человека, но это еще и символ вечной жизни, победы, счастья и любви.
Отец художника Хуснутдин Мусалов был незаурядной личностью. Можно сказать, художник рос в семье, где красота была религией. Не это ли подтолкнуло талантливого мальчика к искусству, к живописи? Отец был, очевидно, потомком тех купцов, которые и поддерживали торговлю на Волжском участке Великого шелкового пути. Он в Красном Яру имел магазин и каменный дом и славился обычной для тех времен честностью и торговой оборотистостью. Но с концом НЭПа разорился и умер от сердечного приступа, и мать ненадолго пережила своего мужа. Будущего живописца воспитывала любимая бабушка.
Художник Абдулхак Мусалов на протяжении долгих лет участвовал в организуемых Союзом Художников Москвы выставках, показывая свое творчество и на персональных выставках своих картин. Многие его вещи, особенно пейзажи, находятся в частных коллекциях и музеях. Он удостоен Указом Президиума Верховного Совета Татарской АССР за заслуги в области советского изобразительного искусства почетного звания «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР».
В заключение хочется отметить, что последние годы в культурной жизни России наблюдаются славные начинания. В селах, районных центрах бескрайней страны открываются пусть небольшие, скромные, но нужные для сохранения нашей многонациональной культуры и воспитания подрастающего поколения, местные музеи выдающихся земляков, деятелей культуры и искусства, героев.
В связи с этим мне хотелось бы обратиться в администрацию города Красного Яра Астраханской губернии с призывом-просьбой создать картинную галерею их замечательного земляка, художника-монументалиста. Я говорил с Мусаловым до его кончины по этому поводу – он согласен был передать в дар этой галерее все свои картины, альбомы, книги и монографии, которые накопились у него в студии. А также он был готов обратиться к своим друзьям по Союзу Художников России с призывом подарить свои работы в создаваемую галерею.
Кстати, дом его родителей в Красном Яру сохранился, где он родился, вырос и учился и может быть использован для этой благородной цели.
А.Курманов, г. Москва