Такташев

 

 

Несомненна справедливость русской пословицы: «Жизнь прожить – не поле перейти». Да, пожалуй, невозможно найти на свете человека, жизнь которого была бы прямая и размеренная, как переход по полю. И все же для некоторых случаев это сравнение сильно хромает. Поле – ровное пространство, пусть немереной протяженности, пусть с буграми и оврагами, с ухабами и рытвинами, но переход по нему не предполагает дерзких попыток преодолевать горные вершины со сложными спусками по крутым склонам, переправляться по неизведанным просторам бурных океанов.


А в жизненном пути натур ищущих, творческих всегда присутствует риск напрасно растраченных усилий для подъема к вершинам, риск сорваться с кручи – оказаться непонятым, непризнанным.


Для начала рассмотрим открытую для окружающих сторону жизни известного астраханского художника Шамиля Абдул-Хамитовича Такташева. Выглядит эта сторона довольно обыденно. Мальчишка, как обычно говорят близкие люди, любил рисовать. Но к увлечению нужно еще профессиональное умение. К счастью, когда Шамилю было уже 13 лет, в 1962 году на территории Астраханского Кремля открылась художественная школа. Здесь Шамиль проучился три года. На этом продолжение учебы могло и прекратиться. В Астрахани еще не было художественного училища.


Но тогдашний директор художественной школы, прекрасный портретист, А.А. Романов и другие астраханские художники старшего поколения К.А. Титов и Н.В. Заварин высоко оценили способности подростка. И в 1964 году Шамиль поступил в Среднюю художественную школу Московском институте имени В.И. Сурикова. Он после окончания школы продолжил учебу в институте, завершив ее в 1974 году, после года службы в армии вернулся в Астрахань. Работал в художественно-производственной мастерской. После преподавал рисунок, живопись и композицию в художественном училище имени П.А. Власова. А в последующие годы и поныне преподает в Астраханском инженерно-строительном институте на кафедре архитектуры – живопись и композицию. Все это только анкетные данные.

 

 

Но куда сложнее внятно рассказать о художнике и зримо показать его картины. Подчас это и невозможно словами, особенно когда на картинах не фиксируются бытовые сцены, но главным образом содержат философский смысл, на котором и сосредотачивается внимание зрителей.


Можно с полной уверенностью причислить творчество Шамиля Такташева к реалистической школе, но с тем своеобразным уклоном, который и выявляет в нем оригинального творца, а не бездумного бытовика.


Обратимся для примера к картине, названной «Ночь», поскольку изображенное состояние не так видится при ярком свете дня. Здесь видна сидящая фигура отрешенного от всего мирского, сосредоточенного на божественной благодати (условно признаем) отшельника. А рядом стоит в напряженной позе накала земных страстей, даже похоти, нечто напоминающее чудовище, сатану. Всмотревшись, догадываемся, что это не две различные сути, а двойственность человеческой натуры.


Двойственная суть единого (инь и ян)  - тема и других картин Шамиля Такташева. Картина так и названа художником «Ангел в нем». Здесь мы видим высокую фигуру крылатого Ангела в статичной, в то же время эмоциональной позе. От нее веет добром и спокойствием. А к ногам Ангела порывисто прижался ребенок, вдруг нашедший душе своей надежное пристанище. Нет, не в отстраненном Своем Ангеле, а именно в Ангеле, который в нем самом. Сложное выражение замысла?

 

 

А вот еще картина, где кроме женщины, прижимаясь к ней сзади, хотя несколько особняком, присутствует дитя. У обоих в лицах не выразимые словами чувства напряженной сосредоточенности на самих себе. Впечатление единства и обособленности дополняют две детские ручонки, протянутые откуда-то извне, обнимая женщину спереди. Они композиционно не связаны  ни между собой, ни с ребенком, прижавшимся к женщине сзади. Нам, зрителям, лишь остается признать, что на картине вовсе не дети, а лишь интимные женские признаки жажды материнства, заложенные природой в каждую женщину.


Но совсем иная идея картины «Мать и дитя». В ней запечатлено физически неразрывное и духовно нерасторжимое единство матери с ребенком.


Необыкновенный накал страстей передан на лицах трех азартных игроков в картине «Карта».


Впечатляют все работы художника. Это и «Вместе», и «Врозь», в которых раскрываются непростые отношения мужчины и женщины. И непритязательная картина «Запотевшее зеркало», на которой изображена обнаженная женская спина, закрытая светлыми волнистыми волосами. И «Мальчик с крыльями», где мальчик держит перед собой крылья птицы с мечтой о полете, скорее всего, о полете души.


К сожалению, в данной статье я возможно не полностью раскрыл многогранный талант нашего современника, тем не менее я обязательно вернусь к этой теме для более подробного анализа его творчества. Но я уношу в себе и надолго сохраню впечатления о реальности человеческого инобытия, так удачно показанное талантливым художником.


Автор – Дамир Яруллин

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай