История Ак-Мечет

 

ИЗ ИСТОРИИ АК-МЕЧЕТИ №5 г. АСТРАХАНИ

 

 

Древнейшей, сохранившейся до наших дней мусульманской мечетью г. Астрахани является соборная Ак-мечеть. Первые сведения об этой мечети содержатся в сочинении академика С. Г. Гмелина "Путешествие по России для исследования трех царств природы", вышедшей в Санкт-Петербурге в 1777 г. Он писал, что в Бухарской татарской слободе г. Астрахани "находится нововыстроенная большая Татарская мечеть. Она деревянная, однако, построена на каменном основании". О деревянной Белой мечети в Астрахани также сообщает в 1809 г. исследователь И.В. Равинский. Он пишет, что это главная татарская мечеть в городе, т.к. она была "всех просторнее и получше сделана", а, кроме того "...у татар главные мечети всегда называются белыми". В сборнике "Город Астрахань и его окрестности", вышедшем в 1882 г. содержатся сведения о том, что к моменту своей перестройки Белая мечеть существовала уже 130 лет, т.е. была построена в 1680 г.

 

Каменная Белая Мечеть, или Ак-мечеть начала строиться в 1809 году прошением татарина бухарского двора, купца 1 гильдии Давида Ивановича Измайлова на месте деревянной. Получив разрешение, Д.И.Измайлов сразу приступил к строительству, и в 1810 году мечеть была построена. Выстроенная в начале 19 века, Ак-Мечеть явилась самой ранней каменной культовой мусульманской постройкой Астрахани. Она располагалась в южной, заканальной части исторического ядра Астрахани, в татарской слободе, на пересечении ул. Беломечетной (ныне Казанская), Второй Мечетной (ул. Зои Космодемьянской) и Адмиралтейской (ул. Бэра).

 

Мечеть была выполнена в формах позднего классицизма, ее объемное и планировочное решение, а также пропорциональные соотношения отдельных частей композиции напоминали приходскую трапезную. Состояла она из молельного зала, к которому с юга примыкал полукруглый выступ михраба, а с севера - минарет с окружавшими его прочными галереями. Одноэтажный молельный зал имел двухчастную структуру, он состоял из двух объемов: южного высокого трехцветного граненого купола и северного пониженного двухцветного под двускатной вальмовой крышей. Внутри оба помещения, имевшие плоские деревянные перекрытия, разделялись каменной стеной с устроенными в ней тремя арочными проемами. По периметру стен северного помещения располагалась галерея-антресоли для женщин. Мечеть окружала вначале деревянная, а затем каменная ограда.

 

 

Вот некоторые документы, свидетельствующие о том, с чего началось строительство каменной мечети.

«Его превосходительству господину действительному статскому советнику Астраханскому гражданскому губернатору и кавалеру Льву Александровичу Кожевникову из татар 1 гильдии купца Давида Измайлова
ПРОШЕНИЕ
Состоявшаяся во второй части г. Астрахани в татарской слободе деревянная мечеть, называемая Белая, от древности и давней постройки пришла в такую ветхость, что уже и богомоление в ней по закону нашему становится опасно. По поводу сему жившие около той мечети татары просят меня из усердия к религии нашей поправить оную починкою, но я, для лучшего благоустройства в городе, равно для прочности, желаю на том же месте построить по имеющемуся у меня архитектурному плану каменную мечеть и образом фигуры, и пространством точно такую, какова теперь деревянная имеется, в каком случае поднося при сем на устроение план и смету по сказанному зданию, покорнейше прошу Ваше превосходительство позволить мне оное постройкою сообразно плану произвесть, и план сей с местами по рассмотрению мне возвратить. Генваре 1809 г.»

 

«Указ N 5949 послан 30 апреля 1809 года. Для построения купцу Измайлову мечети представленный от него план и фасад, утвердя подписом, выдать Измайлову с распискою и для той выдачи отослать в Астраханскую полицию для Указа».

 

На протяжении XIX - начала XX вв. имамами Белой мечети были представители семьи Ходжаевых .В Первую империалистическую войну мусульманские полки Астрахани уходили из Ак-мечеть, в том числе татарский полк Касима Туйбахтина. На территории Ак-мечети похоронены 2 аулии-святые, одного которых  звали Кайтармыш эулия.

 

Мечеть дошла до нашего времени в искаженном виде: михраб и минарет утрачены. Окна растесаны, бывший одноэтажный объем был изменен и разделен перекрытиями на три этажа. В 1930 году она была закрыта как мечеть, и в разные годы в ее помещении размещались детский сад, пекарня, фанерная фабрика, пошивочный цех. В целях приспособления под новые нужды здание было капитально перестроено.

 

В 1992 г. Мечеть была возвращена верующим. И в настоящее время подошли к завершению реставрационные работы.

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай