Габдулла Тукай

 

Источник – “Идель» №10 (21) от 30 апреля 1992 года

 

 

Тукай – наш спутник жизни.

26 апреля Габдулле Тукаю исполнилось …. лет со дня рождения. Это не значит, что мы о нем вспоминаем лишь один раз в году – в день его рождения. Тукай с нами всегда, ежедневно. Он наш спутник на всю жизнь! Кажется, не будь Тукая, и жизнь была бы не такой содержательной и прекрасной, по крайней мере для татарского народа и ценителей поэзии.
О Тукае так много написано и сказано выдающимися людьми и просто читателями-любителями поэзии. О нем можно говорить бесконечно. Самые разные поэты и писатели им восхищались. Например, Есенин сказал о нем просто «Какой большой поэт». И такое высказывание явно выше, чем термины – гениальный, выдающийся и т.д. Татарский поэт Шайхзада Бабич в стихотворении, посвященном Габдулле Тукаю говорит:

 


«Немного есть таких поэтов,
как несравненный Габдулла…
В сравнении с прочими стихами
его стихи, его слова
Подобны огненному свету,
Исполненному торжества!...
… вся душа моя пылает,
когда стих его пою!»

 

А ведь цель поэта и заключается в том, чтоб зажечь сердца людей. Разумеется, это удается не многим.
Поэт Сибхат Хаким (Лауреат Гос. Премий РСФСР и ТССР) в предисловии к книге Габдулла Тукай 1986 г. издания пишет: «Трудно предположить, что подобный исполин появится когда-нибудь вновь. Тукай – таинственное явление, загадка природы. В будущем о Тукае заговорят еще больше».


В начале своего творчества Тукай изумлялся гению Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гете и др. и учился у них, даже иногда подражал им. В стихотворении «Пушкину» он говорит:

 


Себе ты равных не имел,
         поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки
твоей души порывы.
Идти повсюду за тобой –
мой долг, мое стремление,
А то, что веры ты другой,
         имеет ли значение?»

 

Тукай, за два года до смерти, уже больной, оптимистически заявляет врагам Пушкина, Лермонтова и своим в стихотворении: «Ответ»


Пушкин – море, море – Лермонтов.
В небе вечности сверкай
Негасимое созвездие:
Пушкин, Лермонтов, Тукай!
Ты ж язык свой длинный вытянул,
а до звезд достать невмочь,
Не старайся, не дотянешься –
уходи собака прочь!
Убирайся, но прислушайся
к слову, сказанному мной:
Лай весь век на звезды яркие –
не погасишь не одной.
1911 г. Перевод В.Звачинцевой.

 

У Тукая было много врагов. Вот что говорит он в стихотворении «Враги».


Вокруг меня со злобой змеи
извиваются, шипят.
Мне желают только горя,
днем и ночью копят яд.
Мало им, что мрак повсюду,
счастья нет, покоя нет –
Затемнить хотят от взора
даже самый жалкий свет.
Ниже слов они последних,
низок ум их, низок – взгляд…
О плохом во мне трезвонят,
про хорошее молчат…

 

Несмотря на невзгоды и травлю, он оставался жизнелюбом. В стихотворении «Лицемеру» Тукай говорит:

 

«Душа моя окрылена,
я падал и вставал опять.
Я жизнелюб, и я сумел
свое величье увидать…»

 

Творчество Тукая неотрывно связано с прошлым, настоящим и будущим народа. В стихотворении «Слово друзьям» он говорит: «…Прорехи нации я все зашью…». Все прорехи нации он, конечно, не успел зашить, из-за своей короткой жизни, но крепкий фундамент заложил это явно.
В стихотворении «О единстве» Тукай, страстно призывает свой народ идти вперед в единстве и дружбе.


…”О, мой народ, глаза раскрой:
Мир изменяет облик свой!
Довольно спать! Надо головой
Заря взошла навеки…»

 

Это стихотворение он написал под воздействием революции 1905 года и Манифеста от 17 октября 1905 года. А как оно актуально в наше время. В стихотворении «Паразитам» Тукай бичует господствующий класс, его мораль, этику и говорит о своем пути как социалиста.

 

«…Паразитам, обиралам стих мой
                   кажется кинжалом.
В жизни цель у них одна лишь:
грабить, милости не зная!
Прекрати писать, Тукаев,
есть острог у негодяев,
Повисеть в петле заставят, -
                   помолчи душа шальная!
Не страшны мне их угрозы,
                   жгут меня народа слезы,
Я пишу, добру и правде
никогда не изменяя.
Мал я, но в борьбе неистов,
                   ибо путь социалистов –
Это и моя дорога,
                   справедливая, прямая»...

 

Его всю жизнь жгла боль за народ. Об этом в стихотворении «К народу» он говорит так:

 


«Мысли все и днем и ночью
                   о тебе, народ родной!
Я здоров, когда здоров ты,
                   болен ты и я больной.
Ты священен, уважаем,
                   от тебя не откажусь,
Если даже все богатства
мир положит предо мной.
Как я горд, народ прекрасный,
что тебе принадлежу!
Быть хочу твоим я другом,
                   За тебя стоять стеной».

 

Габдулла Тукай в стихотворении «В чем сладость», видел счастье в следующем:

 


…”Лишь служение народу
         признаю за счастье я,
В этом лучшая отрада,
сладость жизни для меня».

 

Сила духа Тукая была поразительна. В стихотворении «Поэт» он восклицает:


«Пускай состарюсь я,
                   беспомощен и сед,
И стан согнется мой
                   под грузом трудных лет, -
Душе состариться не дам
                   я никогда.
Она останется сильна и молода…»

Как бы завещанием для молодежи являются вот эти строки из стихотворения «Вступающим в жизнь»:

“Жизни цепь – упорный
                   труд высокий.
Лень, безделье – худшие пороки.
Пред народом долг свой
исполняя,
Сей добро – вот жизни цель святая!
Путь добра – вот счастье и отрада,
И другого мне пути не надо»…

 

Тукай настолько народен, что не представляю наш народ без Тукая!

Р.ТУГУШЕВ, Зам. председателя татарского Культурно-просветительского центра г. Уральска
 


ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

Жизнь татарского народного поэта Габдуллы Тукая была подобна кратковременному грозовому дождю, который, омывая и орошая землю, прошел мощным бурным потоком. Между временем написания первого стихотворения «В саду знаний» и последнего «Школа», за четыре года до смерти 11 апреля 1913 года, прошло всего-навсего семь лет.


Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч (ныне Тукаевского района) Татарстана в семье муллы Мухамметгарифа. Когда ему исполнилось пять-шесть месяцев, он лишился отца, а в двух-трехлетнем возрасте разлучился и с матерью Мамдудой, вышедшей замуж за муллу соседней деревни. Оставшись на попечении бедной старухи Шарифы, будущий поэт с малых лет испытывает все невзгоды сиротской доли.


Терзаем стужей и жарой,
Я в муках жил. Я все видал.
Бродил по миру сиротой,
Среди могил. Я все видал –
писал Тукай в одном из стихотворений, вспоминая свои детские годы.


После смерти матери Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зинатулле. Бедный Зинатулла, без того имевший шестерых детей, в те голодные годы сам перебивался с хлеба на воду. Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни маленького Габдуллу передают проезжему ямщику, чтобы тот отдал его в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает  семью кустаря Ново-Татарской слободы Казани Мухаммедвали. В этой семье мальчик жил в достатке. Но Мухаммедвали и Газиза внезапно заболевают, и мальчика берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.


Огромное впечатление на Тукая оказывает воспетая им впоследствии богатая кырлаевская природа. В Кырлае он учился у жены муллы азбуке, а на следующий год Сагди отдает его в школу. Габдулла живет у Сагди до девяти лет. С 1895 года Тукай живет в Уральске в семье Галиаскара Усманова, учится в медресе, испытывая все трудности жизни бедного шакирда – учащегося медресе. Здесь он живет в исключительно тяжелых материальных условиях, зарабатывая себе на жизнь репетиторством, обучением шакирдов старшего возраста русскому языку и переписыванием личных бумаг.


В 1905 году Тукай поступает на работу в типографию разных газет и журналов Уральска, работает сначала наборщиком, затем корректором и редактором. За свою работу он получает гроши, в большинстве случаев живет в долг.


Начавший свою литературную деятельность еще в медресе, Тукай к этому времени уже завоевывает большую популярность среди читателей. Молодого поэта тянет в Казань, в центр татарской культуры, и на средства, собранные его друзьями, осенью 1907 года он уезжает из Уральска.


Несмотря на активную трудовую деятельность и напряженный труд, материальное положение Тукая в Казани остается тяжелым. Издатели книг выплачивают ему мизерные гонорары. Не может выручить даже корректорская и экспедиторская работа в издательстве «Китап». Поэт вынужден жить впроголодь, переходить с квартиры на квартиру, из гостиницы в гостиницу в поисках жилья.


Еще с детства подорванный организм сдает – Тукай заболевает туберкулезом легких. Товарищи и друзья поэта, сами, существуя в тяжелых условиях, обремененные заботами, не в силах были оказать ему какую-либо помощь.


Болезнь Тукая обостряется с каждым днем. Даже в таких обстоятельствах поэт продолжает уже непосильную для него активную работу, совершает путешествия, едет в Нижний Новгород, посещает Астрахань и Уфу, а впоследствии отправляется в казахскую степь вблизи Троицка лечиться кумысом. Он успел побывать и в Петербурге, но доктора посоветовали ему, больному туберкулезом, как можно скорее покинуть столицу, потому что климат здешний мог самым серьезным образом повлиять на его здоровье.

Из Троицка Тукай возвращается в Казань, несмотря на крайнее обострение болезни, работает в редакции «Кояш» («Солнце»). Вскоре он был вынужден лечь в больницу Клячкина в Казани. 15 апреля ( по старому стилю 2 апреля) 1913 года поэта не стало.


Так трагически обрывается жизнь замечательного поэта, который своими произведениями, созданными за короткий период времени, встал в один ряд с классиками мировой литературы.

   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай