День археолога 2009

15 августа 2009 года по случаю празднования Дня археолога активисты "Татарского Делового Центра" организовали поездку в Селитренное городище для ознакомления с богатейшей историей столицы Сарай-Бату, дружескими встречами с ребятами - археологами и их руководителями, а также для участия в народных гуляниях.

 


История археологических исследований в Астраханском крае началась со времен губернаторства выдающегося ученого В.Н.Татищева. Эту традицию успешно продолжил академик С. Г. Гмелин. А в 50-е годы 20 века начали проводиться систематические разведки экспедицией Астраханского краеведческого музея, возглавляемого директором В.А.Филипченко. С 1966 года приступила к исследованиям Сарай-Бату (первой столицы Золотой Орды) Поволжская археологическая экспедиция, основанная А.П.Смирновым и известным археологом, профессором Московского университета Г. А. Федоровым-Давыдовым. В этих раскопках принимала активное участие первый астраханский профессиональный археолог, почетный профессор Астраханского госуниверситета Евгения Вульфовна Шнайдштейн, открывшая ряд памятников в различных районах области.
Евгения Вульфовна, учитывая мировую значимость собранного на Селитренном городище материала, уже давно считала, что рано или поздно в Сарай-Бату будет организован музей под открытым небом. Для этого теперь есть все предпосылки, поскольку существует множество интересных и для любознательных туристов, и для науки объектов, основная часть которых ныне законсервирована до лучших времен, иначе говоря, засыпана землей для сохранения от дождей, ветров, резких температурных колебаний.


Для ознакомления читателей с археологическим комплексом «Селитренное городище» обратимся к краткому толкованию в «Археологическом словаре», составленном Е.В.Штайдштейн: “Сарай-Бату – первая столица Золотой Орды, известная также под названиями “Сарай-ал-Махрут” и “Старый Сарай”. Столица основана ханом Бату около 1250 года. Первое письменное свидетельство о городе относится к 1254 году, когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильем Рубрук. А в 1333 году в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенными разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими, византийцами и другими. Город считался крупным торговым центром. Дворцы и общественные здания были построены из обожженного кирпича, дома рядовых жителей – из кирпича-сырца и дерева.

 


Нынче археологами тщательно исследована усадьба феодала с центральным залом, в середине которого размещался бассейн, за ним на кирпичной платформе – столы и место хозяина. В другом доме-дворце пол центрального зала был выложен квадратными и шестиугольными кирпичами, образующими крестовидный орнамент. Стены дома были побелены, украшены изразцами с росписью и позолотой.


Но после нашествия завоевателя из Средней Азии Тимура в конце XIV века Золотая Орда распалась, в XV веке горожане покинули Старый Сарай, и он приходит в упадок. Далее в том же «Археологическом словаре» говорится, что Селитренное городище площадью 2 тыс. га, на территории которого и располагался Сарай-Бату, находится на левом берегу реки Ахтуба в Харабалинском районе. В ходе раскопок обнаружены остатки мечети, бани, различные мастерские. Мечети и дома феодалов укращались многоцветными изразцами бронзового, синего, белого, желтого, красного цветов. Найдено большое количество керамики, хозяйственных и бытовых предметов, украшений, монет XIV века. Город был вытянут вдоль высокого берега Ахтубы на 3-4 км. Обнаружены улицы с богатыми аристократическими усадьбами, окруженными кирпичными стенами, водопроводом, канализационными системами. Следовательно, Сарай-Бату ни в чем не уступал хваленым западно-европейским городам, которые, как известно из письменных средневековых источников, не очень блистали чистотой.


Монголы были язычниками, поклонялись синему небу, почитали землю, ценили воду и всю природу. В соответствии с данным верованием, Чингисхан в своем Степном уложении (ясе) требовал уважительного, трепетного отношения к чистоте водных источников и ко всему окружающему пространству. Нарушение ясы каралось смертью. Нам неизвестно, сколько нарушителей было казнено в Сарай-Бату. Но воображение тревожат найденные Е.В.Шнайдштейн в кургане останки монгола с переломанным позвоночником – казнь, характерная для монголов. И всего удивительней, что в погребении нашли колчан с изображением дракона – символом рода чингизидов. За что могли казнить высокородного монгола? Ведь принадлежность к роду чингизидов гарантировала особое положение в обществе.


Однако учтем, что хан Батый любил похваляться перед гостями, что «нет воды слаще этой, воздуха чище этого, пастбищ лучше этих»... И хан делал все, чтобы все подчиненные, независимо от ранга, неукоснительно придерживались законов ясы. Или, говоря современным языком, заботились об экологии края. Следовательно, не дикие кочевники обосновались в степях Восточной Европы, а люди, отличающиеся от Запада обычаями, обладающие своим самобытным образом жизни. К сожалению, это не вполне учитывается прозападными историками.


Четыре с половиной века миновало с той поры, когда Иван Грозный распорядился использовать обожженные кирпичи ордынских городов для строительства русской крепости в завоеванной Астрахани. Потому, рассматривая кремль – это замечательное сооружение русского зодчества, мы с полным основанием можем считать, что часть этих камней освящена молитвами в бывших ордынских мечетях. Значит, и Сарай-Бату, и русский кремль в центре города Астрахани едино составляют российскую историю. Ведь совсем недавно в школьных учебниках Золотую Орду показывали лютым врагом Руси. Знаменательно, что теперь на вершине Селитренного бугра установлена на века металлическая стела с надписью о том, что городище является археологическим памятником и охраняется государством. Это большой прорыв к реальной оценке истории взаимоотношений между народами без идеологических накруток.


То, что государство берет на себя защиту городища, замечательно. Но это лишь полдела, поскольку памятник заслуживает быть местом паломничества ученых и туристов со всего света. Ведь давно назрела необходимость создания здесь туристического центра, желательно с благоустройством на уровне современных требований, чтобы не только россияне осаждали турецкие пансионаты, а турки желали бывать у нас в замечательном месте, на котором процветало могущественное мусульманское государство. Перефразируя А.С.Пушкина, скажем, чтобы «все дороги были к нам».

 


При завершении нынешнего археологического полевого сезона 15 августа 2009 года к Селитренному городищу съехались тысячи астраханцев и гостей области на сотнях автомобилей и десятках автобусов, чтобы отметить всероссийский праздник – День археолога. Здесь, на временно устроенном подиуме, тюркские песни и танцы чередовались с русскими. Тут же прошло официальное посвящение в историки первокурсников исторического факультета Астраханского госуниверситета.  Театрализованное представление битвы между воинами Золотой Орды и древней Руси закончилось, как и положено наше время, дружескими объятиями.
                                                                                                                                                         Д.Яруллин
 

СОБЫТИЯ -> Мастер-класс Давлета Умерова / Открытие Белой мечети 05.12.08. / Экскурсия в археологическую лабораторию / Наши контакты с молодежью / Поездка на могилу Сеид Баба / Федеральный Сабантуй-2008 / Итиль - мечта / Субботник в Белой мечети / День пожилых людей / Серия дискотек "Кураж-байрам" / Лекции в ТДЦ / Юбилейные мероприятия в с. Старокучергановка / Новогодние посиделки / Новогодняя елочка-2009 / C днем рождения, Дамир Надырович! / Весенний бал в ресторане "Пекин" / Памяти Мусы Джалиля / Жаркие споры за круглым столом / "Заман" осваивает новые вершины / Поездка в Атырау (апрель 2009) / Чайные церемонии в "ТДЦ" / Веселись, и стар и млад в кафе "Шоколад" / Связь поколений / Подарок для самого дорогого человека / День археолога 2009 / Поколение NEXT в ТДЦ / ЗУР КОНЦЕРТ в ТЮЗе 19 февраля 2010 г. / Мусульманские религиозные праздники в 2010 г. / Дәрт, вперед! / В центре внимания - Гаяз Исхаки! / Мы помним, мы гордимся... / Пусть будет прекрасен наш дом... / Дәрт-чемпион! / Весенний праздник Навруз пришел к нам! / На дне рождения Габдуллы Тукая / Актуальная экология / Без названия /
   
“Жизни цепь – упорный труд высокий. Лень, безделье – худшие пороки. Пред народом долг свой исполняя, Сей добро – вот жизни цель святая! Путь добра – вот счастье и отрада, И другого мне пути не надо»…
Габдулла Тукай